Здравствуйте,
ШАШКИ!
Выпуск
шестидесятый
(продолжение, начало в выпуске 59)
Им
неизменно восхищаются все, кто хоть в какой-то мере приобщился к шашкам - от
начинающих разрядников до именитых гроссмейстеров. Они пытаются раскрыть секрет
его успехов. И делают вывод, что секрет этих удивительных побед, творческих
достижений в непостижимо-таинственной одухотворенности мастерства. Все его творчество
соразмерно и гармонично. И глубокие стратегические планы, и исподволь накапливающие
едва ощутимое преимущество маневры, и вплетенные в саму игровую ткань искусные
сети комбинационных угроз и ловушек, и филигранная выверенность каждого отдельного
хода, и неожиданные жертвы, и невероятные "тихие" ходы с заключенной
в них энергией "большого взрыва" - это стиль творца, художника, поэта,
композитора. И всё это в многообразии вариантов, каждый из которых - основа
в будущем создаваемых комбинаций, концовок, эндшпильных окончаний, этюдов, приоткрывающих
завесу таинства игры.
Простите
за высокопарный стиль, я невольно прибег к нему, прочитав статьи воспитанников
шестикратного чемпиона СССР. Но есть и более конкретные высказывания о даровании
первого гроссмейстера по русским шашкам. Трехкратный чемпион СССР В.Вигман:
"Не встречал гроссмейстера, который по глубине и точности расчёта мог бы
сравниться с Зиновием Исааковичем Цириком". Великий Исер Куперман заявил,
что в эндшпиле на 64-клеточной доске равных Цирику - нет!.
1959
год. Орехово-Зуево. Матч-турнир за звание чемпиона Советского Союза. Встречаются
З.Цирик - В.Щеголев. Цирик выигрывает и после подписания бланков демонстрирует
с быстротой молнии исключительно сложные варианты, которые он рассчитывал во
время обдумывания партии. Вячеслав Щеголев, будущий гроссмейстер и чемпион мира,
почувствовав себя первоклашкой рядом с гением, только и смог промолвить: "И
вы все это видели?!"
Велико
желание показывать примеры, которые привел Цирик в своей автобиографической
книге "Четверть века за шашечной доской"(156 стр., 150000 экз.-Харьков,
1965). Но получить полное представление о феноменальном и выдающемся шашисте,
можно посмотрев партии сыгранных им в сеансах одновременной игры. Они поучительны
не только для тех, кто решился сыграть с более опытным и сильным игроком: на
них учится и сам сеансер, черпая идеи для будущих турниров, композиционных замыслов.
Сеансер
ограничен во времени, надо делать ходы одновременно на многих досках. А значит,
сеансер не успевает все рассчитать, он вынужден проявить все свои способности,
понимание игры, руководствуясь знаниями, интуицией. А интуиция - это проникновение
в самую суть, данное природой, талантом, интеллектуальной мощью - это раскрытие
характера и стиля игры. Каждая партия в сеансе - это спектакль, где сеансер
- солист. Зинаковий Исаакович - солист, каких в мире нет. Сеансов он провел
сотни.
1952
год. Ленинград, XIV чемпионат СССР. На пятый день соревнований Зиновий Цирик
свободен от игры. С целью популяризации шашек запланирован его сеанс одновременной
игры. Против него играли разрядники, среди них был и Б.Герцензон, который тогда
был довольно сильным кандидатом в мастера. В обычной своей шутливой шумной манере,
он пообещал окружающим, что обязательно выиграет у чемпиона СССР. Зиновий Цирик
решил уделить партии с ним особое внимание.
З.Цирик - Б.Герцензон
Играна в сеансе одновременной игры
г. Ленинград, март 1952 г. 1 - 0
1.a3-b4
h6-g5 2.g3-f4 b6-c5 3.f4:h6 c5:a3 4.c3-d4 a7-b6. Белые начинают остро, самонадеянный
соперник отвечает взаимностью.
5.b2-c3
b6-a5 6.h2-g3 c7-b6 7.g3-h4 b6-c5 8.d4:b6 a5:c7 9.c3-d4 b8-a7 10.a1-b2 c7-b6
11.b2-c3 b6-a5 12.f2-g3 a7-b6 13.g1-h2 b6-c5 14.d4:b6 a5:c7 15.e3-d4 c7-b6 16.d2-e3
b6-a5 17.e1-d2 d6-c5 18.d4:b6 a5:c7 19.c3-d4 c7-b6 20.d2-c3 e7-d6 21.g3-f4 f6-g5?
(Следовало играть 21… fe5 с равной игрой) 22.h4:f6 g7:g3 23.h2:f4 h8-g7 22.h4:f6
g7:g3 23.h2:f4 h8-g7. Вместо 23... hg7 у черных были и другие ответы. Но
ни один из них не спасал. Не привожу анализа из-за его громоздкости. Белые решительно
пересекают демаркационную линию.
24.d4-e5!
d8-c7 25.c3-d4 b6-a5.
Сделав
этот ход, Герцензон не смог сдержать эмоций. Он поднялся из-за столика и прокричал,
чтобы увидели все: "Товарищи, я выигрываю у чемпиона Советского Союза!".
К партии поспешил директор клуба - известный мастер и теоретик Л.Рамм, толпой
нависли зрители. Л.Рамм тихонечко спросил сеансёра : "Действительно выигрыш?"
"Выигрыш, - подтверждает Цирик, - оппозиция на 39-м ходу."
А
пока за белых не видно приемлемых ходов, все их шашки связаны.
26.d4-c5
d6:b4 27.f4-g5 Сеансёр "бедняга" Цирик пожертвовал шашку и помчался
к другим столикам. Зрители стали загибать пальцы, считая ходы. С первого взгляда
кажется, что белые пытаются форсировать ничью. Черные элементарно могут поспешить
в дамки (27… bc3 28.gf6 cd6 29.f:h8! d:d2, но каким - то неуловимым образом
все сходится в пользу белых: 30.c:e3 ab2 21.ed4x) Герцензон все это рассчитал
и сыграл иначе 27…c7-b6. (Прямолинейный поход к дамочному полю не выигрывает
28.gf6? bc5! 29.f:h8 cd4! = ничья).
28.e5-d6!
g7-f6 (Проигрывает за черных 28…bc5 29.de7! f:d6 30.h:f8 bc3 31.ed4! c:e5
32.fg7 cd4 33.gh8! и неминуемо 34.gf6x) 29.g5:e7 b4-c3 30.e3-d4! c3:c7
Белые пожертвовали ещё две шашки. Неужели в этой позиции можно думать о выигрыше?
Материала то на доске не осталось, но белыми играет великий виртуоз Зиновий
Цирик! 31.e7-d8 a5-b4 32.d8-f6 f8-e7 33.f6:d8 b6-a5 34.d8:b6 a5:c7 Вот
и поймана белая дамка. Неужели и это входило в планы Цирика? 35.h6-g7 b4-c3
36.g7-h8. Здесь Герцензон хотел сдаться, но зрители потребовали: "Ходи
до конца!": они считали ходы. А дальше все сошлось, как по нотам : 36…
a3-b2 37.c1:a3 c3-d2 Черная простая вот-вот станет на дамочное поле, но
белые жертвуют, наконец, и дамку! 38.h8-c3 d2:b4 39.a3:c5x - на доске
осталось по одной шашке, и, точно на 39-м ходу, - оппозиция в пользу белых! Раздался дружный смех, аплодисменты.
У Цирика брали автографы, ему жали руку, а он смущенно улыбался, как будто не
он только что сотворил чудо, потрясшее очевидцев этой встречи.
Продолжение следует...