Феномен этого
человека остаётся загадкой и ныне. Вольф Григорьевич Мессинг –
одна из самых загадочных фигур прошлого столетия, его способности к внушению
проявились случайно.
Мальчишкой,
без гроша в кармане Мессинг поехал в поезде. И вдруг строгий возглас: “Предъявите
билеты!” Вольф сжался от испуга. Толком не соображая, что делает, он нервно
и напряженно подал контролёру клочок бумаги. Их взгляды встретились. Со
всей силой Вольф желал, чтобы тот принял бумажку за билет. Кондуктор взял
обрывок газеты, повертел в руках, … прокомпостировал и пошёл дальше: “Всё
в порядке!”
Мессингу
приписывали поступки, которые с точки зрения современной науки необъяснимы.
Как будто он среди бела дня, на глазах ничего не подозревающих охранников-гестаповцев
вышел из тюремной камеры на свободу, будто он мог с завязанными глазами
вести автомобиль по улицам незнакомого города, руководствуясь лишь мысленными
сигналами сидящего рядом водителя…
Необычный
путь этого человека, бежавшего в СССР от нацизма, многочисленные гастрольные
поездки с демонстрацией своих необычных способностей к чтению мыслей, внушению,
предсказанию будущего, –
всё это создало ему большую популярность.
Львов,
1956 год. Город заклеен скромными афишами "Психологические опыты" с фамилией
Мессинга, интерес к нему огромен, и мне, студенту-первокурснику, удалось
достать билет на галерку. Пришел на концерт я во всеоружии –
нашёл среди зрителей знакомого, согласившегося мне помогать
(им оказался Ефим Ротштейн) и передал конверт с оригинальным заданием через
знакомого в составе жюри на сцену. Он "по блату" вложил этот конверт в стопку
тех, которые будет выполнять гастролёр.
После
теоретического вступления и нескольких оригинальных номеров на сцене с поисками
часов, булавок, угадывания мыслей, вызывающих удивление публики, собравшейся
в просторном зале ОДО (окружного дома офицеров), вдруг вызвали на сцену…
меня. Я опрометью помчался со второго этажа вниз, пробежал через зал по
длиннющему партеру – более тысячи человек я вынужден был задерживать, потому
я торопился – и, запыхавшись, вбежал на сцену.
Вольф
Мессинг почти вплотную подошел ко мне, кольнул глазами-буравчиками. Страшные,
свирепые карие глаза, распущенные рыже-седые волосы, багровая шишка на голове
за ухом внушали ужас. Не отрывая от меня своего пронизывающего взгляда,
он властно произнес:
–
Это задание я выполняю с завязанными глазами!
Не
могу до сих пор понять, как он мог решиться на такое, не зная моего отнюдь
не простого задания:
“Пройти
в 21-й ряд к 28-му месту, взять в кармане моего товарища коробочку с шашками,
шашечную доску, возвратиться на сцену, расставить на доске позицию, показать
ее решение.”
В
конверте на клетчатом листе нарисована диаграмма, и, естественно, повторена
нотацией.
Белые:
простые b2, b4, c1, c3, e3, f4, g1, g3; чёрные: простые c5, c7, d6, e5,
e7, f8, g7, h6. Белые начинают и выигрывают.
Парапсихолог
с повязкой на глазах протягивает мне свою правую руку, я сжимаю ее чуть
повыше кисти, и теперь я – индуктор телепата, его поводырь. Мысленно начинаю
диктовать: “Пройти в 21-й ряд.”
Вольф
Григорьевич стремительно пошел в зал по нужному направлению, делал какие-то
попытки уйти в сторону, я думал "нет"
или "да". Довел меня, чуть ли не бегом,
до 21-го ряда, помедлил какое-то мгновение, ловко протиснулся по ряду к
моему партнёру и повел его на сцену. (Я такого посыла не делал. Шашки и
доску надо было взять здесь, на 28-м месте. Выводить Ефима на сцену мы не
планировали. Я решил не обращать внимание на эту неточность. Всё-таки концерт.
Основные события должны развиваться на виду всего зала - на сцене.) Артист
пошарил по борту пиджака моего коллеги, извлек из кармана его пиджака шашки.
Я был поражен. До сих пор не верится, что Мессингу никто не сообщил заранее
моего задания.
Торжественно
подняв коробочку с шашками над головой, он хотел было высыпать ее содержимое
на шашечный столик, стоявший тут же на авансцене, но вдруг насторожился.
Дело в том, что я продолжал мысленно диктовать: “Возьмите
у моего товарища шашечную доску, возьмите доску...”
Рука
Мессинга дрогнула, и шашки посыпались на пол. Все, кто был на сцене, включая
членов жюри, бросились их поднимать, но Вольф Григорьевич остановил нас:
–
Шашки я соберу сам.
Это
говорил человек, глаза которого закрывала черная, не пропускающая света,
повязка!
–
Я сам!
Он
поднял-таки те две шашки, которые мы не успели собрать. Правда, это зрелище
не представляло эффекта, потому что шашки разыскивал он долго, шаркая рукой
по полу.
–
Взять картонную доску, взять шашечную доску, – упрямо твердил
я.
Мессинг
не понимал. От его былой уверенности не осталось и следа. Он заметался вокруг
шашечного столика, запричитал, буквально захныкал: “Мамочка... неужели все
пропало... здесь столько зрителей, пропала вся карьера, я стану нищий…”
Все
это свистящим шепотом, через слово разражаясь уличным матом. Я вспомнил,
во вступлении его помощница предупреждала, что в некоторых ситуациях он
ведет себя неординарно. И я сжалился – в самом деле, зачем искать картонную
доску, если на сцене перед нами – прекрасный шашечный столик с инкрустированной
доской. Я стал “диктовать” (мысленно, про себя) следующий пункт задания
– позицию.
“Белые
простые шашки расположены на полях бэ два, бэ четыре, цэ один…”
Мессинг
не воспринимал. Его поведение продолжало оставаться загадочным и странным:
он негромко, чтобы слышал лишь я, сетовал на судьбу, пославшую ему тяжкое
испытание, стонал, молил о помощи.
А
я продолжал думать: “…чёрные простые цэ пять, цэ
семь, дэ - Дмитрий шесть…”
Пауза
становилась тревожной, зал недоумевал.
“Е
пять, е семь…”
Как
помочь Мессингу? Я перестал диктовать нотацию расположения шашек, а просто
стал следить за положением его руки с шашкой над доской. И когда рука находилась
над нужной клеткой, я подумал – ДА! Рука Мессинга коршуном метнулась к доске,
но при этом сделала небольшую кривую, и шашка оказалась все-таки не точно
на том поле. Поняв, что усилия телепата успехом увенчаться до конца вечера
не могут, я его рукой стал ставить шашки на нужные клетки доски (все время
опыта моя ладонь охватывала кисть его правой руки).
Мессинг
сначала сопротивлялся, но потом оценил, что это помощь, и подчинился моим
действиям с радостью. Со стороны казалось, что вдохновленный медиум сам,
без чьей-либо помощи, ставит заданную позицию.
Шашки
расставлены на нужные поля. Теперь пора показать решение. Я диктовал нотацию,
думал “да” и “нет”, – все было бесполезно. Мое терпение кончилось, и я стал
его рукой переставлять шашки, показывая решение. Мессинг успокоился, и тут
меня осенила мысль: “Да я же в состояния гипноза, Вольф Мессинг полностью
повелевает мной, вот я даже за него делаю все ходы!”
Нет,
заключительный, последний ход я сам не сделаю ни за что, пусть его найдет
джинн-телепат, а мое участие будет заключаться в мысленной подсказке и все!
Мессинг снова повел себя “неординарно”: жаловался, ругался, негодовал, –
я был неумолим. Пусть один ход, только один заключительный ход он уловит
и сделает самостоятельно.
Почувствовав,
что индуктор больше не повинуется, Мессинг сделал неожиданный ход: он смахнул
все шашки с доски и оставил только ту, что перед этим держал в руке. Раздались
аплодисменты.
Я
был огорчён. Задание все-таки в полном объеме Вольф Мессинг не выполнил.
С
него сняли повязку, и он вперил в меня свой ненавидящий взгляд.
Председатель
жюри: “Выполнял ли Мессинг задание?”
Я
собирался рассказать о сути задания и ошибках, которые допустил артист.
Прожекторы, увесистое кольцо с бриллиантом и бриллиантовая запонка на галстуке
Мессинга, – всё меня ослепляло. Что-то меня заставило взглянуть в зал. Более-менее
чётко проглядывался только первый ряд партера – там (о, ужас!) сидели мужчины,
все как на подбор, атлетического телосложения, и почти у каждого в руках
здоровенная трость. Меня обуял страх. И против своей воли, заикаясь, я произнёс:
–
Д-да, в-вып-п-полнил...
–
Выполнил, – подтвердил и мой товарищ, находившийся на сцене.
Аплодисменты
заглушили наши робкие голоса. Мы уходим за кулисы, Е. Ротштейн достает из-за
пазухи шашечную доску, отдает мне и шепчет: “Я не понял, почему Мессинг
сбросил с доски все шашки.”
–
В том-то и дело, – шепотом отвечаю я.
Несколько
лет спустя, во время ночного дежурства перед каким-то праздником, это уже
было в Омске, работал я тогда в Гипронииавиапроме, я кому-то решил рассказать
о встрече с Мессингом. Только попытался заговорить о том, какую часть задания
не выполнил Мессинг, мы почуяли запах тлеющей проводки, погас свет в комнате.
Я испуганно умолк.
Потом
году в 1975-м, уже после смерти Вольфа Мессинга, я все рассказал подробно
моему давнему другу Юрию Фоминых – разностороннему человеку. Он ученый-математик,
квалифицированный шашист, талантливый художник. И вот что он мне сказал:
–
Вы шли не способности Мессинга проверять. А хотели с его помощью увлечь
людей шашками, показав интересную позицию на глазах тысячной аудитории.
Не совсем получилось. Попробуем заинтересовать шашками другим способом?
Юрий
подарил мне рисунок, на котором изобразил фрагмент позиции, с которой я
шел испытывать способности Мессинга. Но все же по рисунку вполне можно понять,
что произошло тогда на сцене.
Обратите
внимание на диаграмму в левой части рисунка! Белые выигрывают.
Рис. Ю. Фоминых. Тот не шашист, кто не мечтает о дамках!
Всё
было приблизительно так: я делал ходы рукой Мессинга. 1.e3-d4! с1:g5 2.d4-e5!
f6:d4 3.g3-h4! el:g3. Из зала казалось, что он сам вслепую так точно делает
ходы.
И
тут, когда остался один-единственный красивый завершающий комбинацию ход,
я “заупрямился”. Телепату надо было показать этот красивый полёт единственной
оставшейся шашки белых, побеждающей 7 простых шашек и две дамки чёрных.
Сделать своеобразный круг почета 4.h4:f6:d8:b6:f2:h4, снять пять сбитых
шашек с полей доски. Но он после долгой паузы сбросил вообще все шашки,
в том числе те, которые надо было на доске оставить – h6, h8, g7, f8, и
робко, с моим только мысленным участием опустил шашку h4 на нужное поле
h4, правда, не обозначив ее дамкой.
Что-то
все же Мессинг чувствовал!
Прошли годы. Мы с Ефимом Ротштейном делали успехи на клетчатых полях. При подготовке материала, который сейчас перед вами, я вдруг подумал: "А не передалась ли нам тайная сила Вольфа Мессинга?"