Страницы Бориса Фельдмана


На главную страницу

Компьютер играет с человеком

МАТЧ-ШОУ ЧЕЛОВЕК - МАШИНА

Руководитель проекта Nicolas Guibert (Франция)

Николас Гуиберт с программой Багги и Н'Диага Самб

     Во Франции состоялся первый в истории матч между Человеком и Компьютером на стоклеточной доске. Поединок широко освещается в прессе, сети Интернет, на каналах французского телевидения.

     Первая партия. Соперники разыграли дебют Рафаэля. Buggy серией разменов наращивал темпы. Самб, передав инициативу машине, охотно в дебюте шёл на размены, опасаясь сближения, при котором резко сокращается количество продолжений, и где компьютер считает быстрее. Исподволь он готовил давление на шашку "24". На 31-м ходу международный гроссмейстер начал открыто атаку длинного фланга чёрных. Компьютер, спасая шашку, перевёл игру на противоположный фланг, но в итоге у чёрных образовалась слабая простая на поле "21". Зафиксировав эту слабость, Самб уверенно на длинном фланге соперника первым прошёл в дамки. Начиная с 35-го хода исход поединка не вызывал сомнения. Человек победил.
     Программа в первой партии продемонстрировала посредственную игру. БФ

Н.САМБ - программа Buggy
Сет первый, партия № 1
La Roche sur Yon, Франция, 13 августа 2001 г.
2-0

     Комментирует международный мастер Wieger Wesselink: Wieger Wesselink

1.31-26 19-23 2.34-30 14-19 3.30-25 19-24 4.25x14 10x19 5.40-34 5-10 6.34-30 10-14 7.30-25 17-21 8.26x17 12x21 9.36-31 7-12 10.31-26
В дебюте Samb следует на первый взгляд несколько удивительной, но фактически очень умной стратегии в этой игре. Он преднамеренно передаёт инициативу Buggy, получая пассивную позицию. Но в итоге получает позицию, где преобладают стратегические замыслы, и сводится на нет роль конкретных вычислений. Именно в этом типе позиций компьютерные программы в настоящее время наиболее уязвимы...
10... 1-7 11.26x17 11x22 12.45-40 7-11 13.32-28 23x32 14.37x17 11x22 15.40-34 12-17 16.41-37 6-11 17.46-41 16-21 18.34-30
Позиция после 18.34-30 совершенно иллюстрирует стратегию Самба. Следующий ход компьютера (18... 18-23) не слаб, но, возможно, 8-12, сопровождаемый в будущем 22-28, был больше опасен для белых.
18... 18-23 19.33-28 22x33 20.38x18 13x22 21.39-33 9-13 22.43-38 4-9

Диаграмма

У белых проблемы с развитием шашек 41 и 37, потому что 23.37-32 нельзя из-за комбинации ...14-20 24.25x23 22-28 25.30x19 28x46, чёрные выигрывают. Но блестящим ходом на противоположном фланге 23.49-43! Самб готовит встречную комбинацию, и чёрные больше не могут препятствовать 37-32. Например, ... 2-7 24.37-32 14-20? 25.25x23 22-28 26.30x19 28x46 27.33-28! 13x24 28.42-37 46x32 29.38x16, у белых на шашку больше.
23.49-43 8-12 24.37-32
В позиции после 24.37-32 трудно привести конкретные варианты, но это - вероятно, положение, где начинаются проблемы для Buggy. После размена 24... 21-27 белые без каких-либо трудностей могут идеально развиваться. Между тем, черные могут только играть на левом фланге белых, но ясно, что эта игра бесперспективна. Ход 24... 12-18, поддерживаемый далее 22-27, был бы более агрессивен и сделал бы давление белых менее очевидным.
24... 21-27 25.32x21 17x26 26.43-39 11-17 27.44-40 17-21 28.41-37 12-18 29.39-34
Позиция белых лучше, но после 29...2-8? ситуация становится критической для черных. Проблема в том, что нормальный позиционный ход 29... 21-27 невозможен из-за 30.34-29! - белые выигрывают. Ходы подобно 22-27 и 22-28 только ослабляют позицию. Это, главным образом, из-за идеальной ударной колонны, сформированной из простых 47, 48, 42, 37, 38. Программа откладывает решение занять пункт 27, но результат - то, что момент для этого стал только худшим. Через несколько ходов чёрные будут вынуждены занять 27 так или иначе. Ходом 30.47-41! Самб фиксирует неподвижность простой на 21, и это принесет ему победу. Само собой разумеется, что отсутствие возможности после 29... 2-8 перевести шашку на поле 16 сыграло решающую роль в исходе поединка.
29... 2-8 30.47-41 8-12 31.34-29 22-28 32.33x22 24x33 33.38x29 18x27 34.41-36 12-18 35.42-38 19-23 36.50-45 23x34 37.40x29 18-22 38.38-33 13-18 39.45-40 18-23 40.29x18 22x13 41.40-34

Диаграмма

41... 3-8!? С точки зрения человека, это - весьма странный ход, потому что черные добровольно разрушают колонну 3, 9,14. Однако приемлемых ходов нет. Возможно, единственная серьезная защита была бы: ... 13-18 42.34-29 14-20 [не ... 14-19? 43.29-24! И теперь 1) ... 9-13 44.37-32 27x20 45.25x12 Х или 2) ... 19-23 44.24-20 15x24 45.30x28 27-32 46.28-22 32x41 47.22x4 41-46 48.4-15, белые выигрывают.] 43.25x14 9x20 44.48-43! 3-9 45.43-39 9-13 46.39-34 13-19 47.30-25 26-31 48.25x12 31x42, и белые должны несколько поработать, чтобы выиграть партию. После хода в партии Самб убедительно доказывает своё превосходство.
41... 3-8 42.34-29 8-12 43.48-43 12-18 44.43-38 18-23 45.29x18 13x22 46.33-29 9-13 47.29-24 14-19 48.25-20 19-23 49.20-14 22-28 50.24-20 15x24 51.30x8 23-29 52.8-2 28-33 53.14-10 33x31 54.10-5 29-33 55.2-24 33-39 56.24-33 39x28
     Copyright © 2001, Wieger Wesselink, http://10x10.org/.

     Руководитель проекта Nicolas Guibert (Франция) сообщает:

     Состоялась вторая партия первого в истории международных шашек официального матча между Человеком и Компьютером. После поражения в первой партии у программы нет никакого выбора, кроме как атаковать и победить. Компьютер был установлен в режим "Всё для победы". Это, казалось, давало хорошие результаты, поскольку N'Diaga Samb не мог атаке противопоставить хороший план окружения. Он пытался, но не получалось, и вынужден был уйти в защиту. В окончании Buggy угрожала просто пройти в дамки. Почти каждый (N'Diaga Samb, Николас Гуиберт, и Интернетовские наблюдатели) думали, что программа победит. Пока нет полной уверенности, что Buggy могла бы выиграть, но это победа была близка.
     Итак, вторая партия, протекавшая с преимуществом компьютера, завершилась вничью 1-1, а общий счёт 3:1 в пользу Н. Самба.

Программа Buggy - Н.САМБ
Сет первый, партия № 2
Франция, 14 августа 2001 г.
1-1

Н.САМБ - программа Buggy
Сет первый, партия № 3
Франция, 15 августа 2001 г.
1-1

Программа Buggy - Н.САМБ
Сет второй, партия № 1 (№ 4)
Франция, 16 августа 2001 г.
1-1

"Багги" упускает победу
4-ю партию матча Багги - Самб комментирует международный мастер Wieger Wesselink
Вольный перевод автора сайта

1.32-28 17-21 2.31-26 19-23 3.28x19 14x23 4.26x17 12x21 5.37-32 7-12 6.41-37 11-17 7.34-29 23x34 8.40x29 20-25 9.32-28 21-26 10.45-40 17-22 11.28x17 12x21 12.46-41 6-11 13.37-32 10-14 14.41-37 11-17 15.33-28 17-22 16.28x17 21x12 17.32-28 14-20 18.39-33 5-10 19.44-39 2-7 20.38-32 16-21 21.36-31 18-22 22.28x17 12-18 23.33-28 21x12 24.39-33 10-14
Судя по двум последним играм, Samb получает перспективную позицию в середине партии. Вот и сейчас он на 21-м ходу гибко перестроил позицию с хорошими перспективами для классической игры.
25.42-38 4-10 26.50-45 20-24 27.29x20 15x24 28.43-39
28... 12-17 - "булавочная" ловушка предотвращает естественный ход 29.31-27, а комбинация 29.28-22? 18x36 30.37-31 26x28 31.33x2 неудачна из-за
... 8-12 32.2x30 25x32, у чёрных на две шашки больше. После 28... 12-17 логично было бы прородолжать ...18-22. Но этого не случилось. Выглядит так, словно Samb не решается обострять ситуацию. Неприятности у него начнутся позже.
28... 12-17 29.48-43 7-11 30.40-34
После 30.40-34 над позицией чёрных нависают тучи. Здесь Samb затратил 2/3 его остающейся половины часа, но не нашёл правильный план, ответив
30... 1-6 31.49-44 14-19 32.44-40 10-15 33.28-23 18x29 34.34x14 9x20 35.31-27
У белых существенное преимущество, так как простая "6"остаётся пассивной. Лучшими вариантами для черных было бы 30...18-22 31.32-27 14-19 32.27x18 13x22, или централизация 30...1-7, что было предложено при анализе программой Buggy.
35... 3-9 правильное решение! После 36.27-21, чёрным опасно играть ... 8-12? из-за 37.32-27! с большим преимуществом белых, но после 36...17-22! 37.21-16 11-17 чёрным (Самбу) нечего опасаться.
36.40-34 17-22 37.27x18 13x22 38.34-30 25x34 39.39x19 9-13 40.45-40 13x24 41.40-34 8-13 42.47-42 11-16 43.43-39 22-27 44.32x21 16x27 45.37-32
45... 27-31? В цейтноте Samb делает ошибку, которая могла стоить ему партии. После ... 20-25 46.32x21 26x17 у черных нет трудностей, несмотря на бездействующую простую "15". На первый взгляд это кажется опасным, и можно полагать, поэтому Samb не доверился этому плану.

Диаграмма

46.42-37 31x42 47.38x47 26-31 48.33-28 13-18
49.39-33?
Замечательный момент. После 49.34-30! 24-29 50.39-34 29x40 51.35x44 Багги могла форсировать переход в выигранный эндшпиль:
1)
49... 20-25 52.30-24 6-11 53.44-39 11-17 54.39-33 17-21 55.33-29 31-36 56.28-23 18-22 57.32-28 22x33 58.29x38 15-20 59.24x15 25-30 60.15-10 30-34 61.10-5 34-40 62.23-19 40-44 63.19-14 21-26 64.14-9. Белые выигрывают.
2)
49... 6-11 52.30-25 20-24 53.25-20 11-17 54.20x29 18-22 55.29-23 22x33 56.23-18 17-21 57.18-13 21-27 58.32x21 31-37 59.13-9 33-38 60.44-39 38-42 61.47x38 37-41 62.9-3. Б +.
Оба варианта кажутся чересчур длинными. Однако они считаются просто, так как ходы белых логичны, и черные не имеют серьезной альтернативы. Конечная позиция в варианте 2 чрезвычайно сложна для человека. Компьютеру проще. Он точно знает, что позиция выигранная, так как она имеется в эндшпильной базе данных.
49-й ход, сделанный Багги, также выигрывает, но не настолько уверенно.
49
... 31-36 50.32-27 6-11 51.27-21 11-16 52.28-22 16x27 53.22x13 27-31 54.13-8 31-37 55.8-3 37-41 56.3x25 41-46
57.25-30? Компьютер во второй раз выбирает неправильный ход из двух перспективных альтернатив. Наиболее уверенно приводил к победе 57.25-20! Лучшая защита для черных ... 24-30 58.35x24 46-23 59.33-29 23-5. Как указал А. Кандауров при сетевом анализе, тогда белые выигрывают создавая позицию на диаграмме:

Диаграмма

Черные вынуждены оставить большую дорогу: 65... 32-5? 66.29-23 5x46 67.47-41 46x30 68.35x19 белые выигрывают.
После 57.25-30 и событий в партии у белых нет выигрыша. Приводим некоторые варианты, которые это доказывают: 61.25-14 50-11 и теперь
1) 62.19-13 15-20 63.14x25 11-28,
2) 62.35-30 11-33 63.30-25 15-20 64.14-9 20-24 65.19x30 33-28.
В обоих случаях возникают позиции известные как "патовые".
57
... 24-29 58.33x24 46-23 59.30-25 23x45 60.24-19 45-50 61.19-13 50-28 Ничья.
Программа была близка к победе, как никогда!

Н.САМБ - программа Buggy
Сет второй, партия № 2 (№5)
Франция, 17 августа 2001 г.
1-1

Программа Buggy - Н.САМБ
Сет второй, партия № 3 (№ 6)
Франция, 18 августа 2001 г.
1-1

Н.САМБ - программа Buggy
Сет второй, Tie-b № 7 (партия № 13)
Франция, 19 августа 2001 г.
2-0

Все дополнительные партии матча с укороченным контролем времени вы можете увидеть в анимации Dambo:

7-й тай-брейк 2-го сета
N'Diaga Samb выигрывает партию, сет и матч!!!

Фотографии заимствованы с сайта Николаса Гуиберта http://www.buggy-online.com/.


На главную страницу
© 2001 Авторские права защищены, при использовании ссылка обязательна.
E-mail:
BF@ekran.omsk.su

Hosted by uCoz