Страницы Бориса Фельдмана


На главную страницу

"Магистр" играет с человеком

Программа "Магистр"
"Магистр" опровергает и созидает
Компьютерные встречи
"Магистр" играет с человеком
"Магистр" и творчество В. А. Сокова. Сенсация ...
Анализируем "Курс шашечных окончаний"
Ход XXI века?

      На этой странице:
Тестовые партии
Магистр играет с мастером
Блиц в Санкт-Петербурге

Тестовые партии

      Этих партий пока немного. Партнёром или точнее тестером С.-Петербургской программы стал кандидат в мастера Михаил Глизерин (Йошкар-Ола). Ему эти поединки интересны вдвойне - и как игроку, и как автору шашечной программы "Russian Tornado", которая пока, скажем откровенно, по классу игры уступает "Магистру". Не думаю, что Михаил проиграл программе Князевых все партии. Но каждую проигранную он прислал, восторгаясь находками электронного соперника.

Комментирует Михаил Глизерин

М. Глизерин - "Магистр-II"
Intel Celeron 300 Мгц
Контроль времени 1 час на 40 ходов
16 сентября 2000 г.
Старая партия

Диаграмма  
      1.c3-d4 d6-c5 2.b2-c3 e7-d6 3.g3-f4 f6-g5 4.f2-g3 g5-h4 5.g1-f2 f8-e7 6.c1-b2 g7-f6 7.c3-b4 b6-a5 8.d4:b6 a7:c5 9.f4-g5 a5:c3 10.b2:b6 c7:a5 11.a1-b2 h6:f4 12.g3:g7 h8:f6 13.e3-f4 d6-c5 14.b2-c3 e7-d6 15.f4-g5 d8-c7 16.g5:e7 d6:f8 17.h2-g3 c7-d6 18.g3-f4 f8-g7 19.f2-e3 g7-f6 (см. диаграмму) 20.f4-g5?
Белые полагали, что черные обязаны играть 20…fe5, и вся борьба еще впереди, поскольку нельзя 20…hg3? 21.ge7 df8 из-за простого 22.ef4 ge5 23.cb4x.
Неожиданная жертва шашки 20. … a5-b4!! 21.g5:e7 d6:f8 22.c3:a5 h4-g3! развеяла их иллюзии. 23.e3-f4 g3:e5 24.d2-e3 e5-d4 25.e1-f2 d4-c3 26.f2-g3 f8-g7 27.g3-h4 g7-h6 28.e3-f4 c5-d4 29.h4-g5 c3-d2 30.g5-f6 d2-e1 31.f4-g5 h6:f4 32.f6-g7 d4-e3 33.g7-h8 e3-f2 34.a5-b6 f2-g1 35.b6-a7 f4-e3 36.h8-g7 e3-d2 37.a3-b4 g1-h2 38.b4-a5 d2-c1 39.g7-h8 c1-e3 40.h8-a1 h2-d6 41.a1-h8 e3-g1 42.a5-b6 e1-a5 43.h8-g7 a5-d8 44.g7-h6 g1-c5! (Напрашивающееся 44...d8-g5 теряет 1 темп.) 45.h6-d2 c5-e3 46.d2-c7 d8-a5 x.

М. Глизерин - "Магистр-III"
Cyrix M-II / 300 Мгц
Контроль времени 15 мин. на 40 ходов

2 июля 2001 г.
Косяк

Диаграмма  
     1.c3-b4 f6-g5 2.g3-f4 g7-f6 3.b2-c3 f6-e5 4.a1-b2 e5:g3 5.h2:f4 d6-c5 6.b4:d6 e7:c5 7.c3-d4 c7-d6 8.b2-c3 b6-a5 9.d4:b6 a5:c7 10.c3-d4 d6-c5 11.d4:b6 a7:c5 12.d2-c3 h8-g7 13.c3-d4 c7-b6 14.e1-d2 f8-e7 15.d2-c3 e7-f6!! 16.c1-b2(?)
Лучше было играть без 1 простой в дамочном окончании: 16.c1-d2 g5-h4 17.f4-g5 h6:f4 18.e3:e7 c5:c1 19.e7-f8.
16. … d8-c7 17.f4-e5 g5-h4 18.g1-h2 (см. диаграмму) 18. … f6-g5 19.c3-b4 g7-f6 20.b4:d6 h4-g3! 21.h2:f4 b6-a5 22.e5:g7 h6:f8 23.f4:h6 c7:a1. Белые сдались.

М. Глизерин - "Магистр-III"
Intel Celeron 900 Мгц (разгон)

Контроль времени 15 мин. на 40 ходов
10 июля 2001 г.

Кол-угловик

     1.c3-d4 f6-g5 2.b2-c3 g7-f6 3.c3-b4 b6-a5 4.b4-c5 d6:b4 5.a3:c5 g5-h4 6.g3-f4 f6-g5 7.c5-b6 a7:c5 8.d4:b6 a5-b4 9.b6-a7 c7-d6 10.a1-b2 b4-a3 11.b2-c3 (здесь играют и 11.dc3 - БФ) e7-f6 12.c3-d4 f6-e5 13.d4:f6 g5:e7 14.d2-c3 d6-c5 15.c3-b4?
Видимо, уже этот ход является началом неправильного плана.
15. … h8-g7 (В "Курсе дебютов" В. Литвиновича и Н. Негры рассматривается 15.cb4 ed6 с равенством - БФ) 16.b4:d6 e7:c5 17.e1-d2 d8-c7 18.f4-e5?
Это уже проигрывает (белым следовало спасаться 18.dc3 и на …gf6 19.cd4 cb4 20.cd2! - БФ).
18. … f8-e7 19.d2-c3? (см. диаграмму).

Диаграмма  
Я сознательно шёл на эту позицию, думая, что программа скорее всего сыграет 19. ... g7-f6 e5:g7 20.h6:f8 и т. д. Других ходов у программы просто не видно:
если 19. ... e7-d6, то 20.e5-f6 g7:e5 21 e3-d4 и т. д.;
если 19. ... е7-f6, то 20.c3-b4 f6:d4 21.b4:d6 c7:e5 22.e3:c5 с неплохой позицией у белых.
Нельзя 19. ... c7-b6? из-за 20.e3-d4x.
Комбинация же 19. ... c5-d4 20.e3:c5 c7-d6 21.e5:c7 b8:d2 22.c1:e3 a3-b2 не опасна, ведёт к ничьей.
По "мнению" программы "Магистр" после 19. … gf6? 20.e:g7 h:f8 белые могли выиграть простую ходом 21. hg3!
После же 19. … ef6? 20.cb4 f:d4 21.b:d6 c:e5 22.e:c5 белые получают не просто неплохую позицию. Программа опять видит за белых выигрыш 1 простой на любой разумный 22-й ход черных (программа считает сильнейшим 22. … hg5 23.cb6 gh6 24.cd2!).

Но тут программа находит пятиходовую выигрывающую комбинацию:
19. … c5-d4! 20.e3:c5 e7-d6! 21.c5:e7 c7-b6! 22.a7:c5 g7-f6 23.e7:g5 h6:d2 24.c1:e3 a3-b2.
Через несколько ходов я сдался:
25.e3-f4 b2-c1 26.f4-e5 c1-b2 27.e5-d6 b2-a3 28.f2-e3 a3:e7 29.e3-d4 e7-d6 30.g1-f2 d6-f4 31.d4-c5 b8-c7 32.h2-g3 f4:h2 33.f2-e3 h2-f4 34.e3:g5 h4:f6 х.

     Сыграно классно! Эта партия ещё раз показывает, что уже сейчас программа может хорошо играть с коротким контролем времени с шашистами моей квалификации.

Михаил ГЛИЗЕРИН, кандидат в мастера.

     Здравствуйте! С момента, когда я отправил последнее письмо, я сыграл с программой "Магистр" 4 партии, причём все они оказались очень интересными. Две партии я проиграл и 2 закончились вничью.
     В одной из партий я снова попался на разгромную комбинацию, эту партию я хочу вкратце прокомментировать.

М. Глизерин - "Магистр-III"
Intel Celeron 900 Мгц (разгон)
Контроль времени 15 мин. на 40 ходов
2001 г.

Старая партия

     1.c3-d4 d6-c5 2.b2-c3 e7-d6 3.g3-f4 f6-g5 4.f2-g3 g5-h4 5.g1-f2 f8-e7 6.c1-b2 e7-f6 7.f4-e5 d6:f4 8.g3:e5 b6-a5.
Обычно здесь играют 8. ... g7-f6, ход же в партии считается в теории пассивным (на это, в частности, ссылается Э. Цукерник в своей "Теории дебютов"). Действительно, в дальнейшем в партии белые получили более активную игру.
9.d4:b6 a7:c5 10.c3-b4 f6:d4 11.b4:d6 c7:e5 12.e3:c5 g7-f6 13.a3-b4 a5:c3 14.d2:b4 h6-g5 15.b2-a3 d8-c7 16.a1-b2 h8-g7 17.b2-c3 c7-d6 18.c5:e7 f6:d8 19.b4-c5 g7-h6 20.a3-b4 b8-a7 21.b4-a5 g5-f4 22.e1-d2 d8-c7 23.c3-b4 h6-g5 (см. диаграмму).

Диаграмма  

Признаюсь, я не совсем понимал, зачем программа идёт на эту позицию. Свой последний ход (23. ... h6-g5) программа оценивала -150 (без использования базы в переборе). В позиции на диаграмме у белых два продолжения - 24.d2-c3 и 24.c5-d6.
Если 24.d2-c3, то 24. ... f4-e3! 25.f2:f6 g5:e7 26.c3-d4 e7-f6 27.c5-d6! c7:c3 28.b4:d2, и ничья.
Но этот вариант меня не устраивал, так как я ... не видел, как будет программа спасаться после хода 24.c5-d6.
Так я и сходил ... и тут же получил разгромную комбинацию в прекрасном мастерском стиле.
24.c5-d6? e5-d4! 25.d6:b8 h4-g3! 26.f2:f6 d4-c3 27.b8:g3 c3:a3.
Я сдался.

     После партии я выяснил, что эта комбинационная идея не нова, но я её не знал, а в партии этот удар, к сожалению, не увидел. Но согласитесь, что в практической партии эта комбинация смотрится очень красиво! Без сомнения, эту партию не стыдно опубликовать.

С дружеским приветом, Михаил ГЛИЗЕРИН.

Магистр играет с мастером
Александр Князев - специально для Страниц Бориса Фельдмана

     Воодушевленные результатами первого в истории матча по 100-клеточным шашкам между сильнейшей программой "Buggy" и сенегальским гроссмейстером Н. Самбом (человек с трудом выиграл), мы тоже решили "впервые в истории" провести матч с серьезным контролем между программой "Магистр-III" и человеком в русские шашки. Вызывать на матч игрока с 11-м номером в классификации (как Самб) посчитали преждевременным.
     Соперником программы был избран игрок с 44-м российским рейтингом 2580 - опытный мастер Александр Борисович Савенок. Ему 44 года, он восьмикратный чемпион Ленинграда по блицу, побеждал в блицтурнире на первенство Москвы. В 1992 году, когда наш город переименовали, он стал "первым" чемпионом Санкт-Петербурга уже по серьезным шашкам.
     В период подготовки к матчу программа была существенно усилена. Было увеличено быстродействие от 2 (в дебюте) до 15 (в окончаниях) раз. Глубина перебора в эндшпиле с 12 шашками иногда достигала в нескольких партиях матча 28 полуходов. Для исключения повторов партий по настоянию М. Глизерина программа оснащена небольшой дебютной библиотекой от программы "Tornado" (около 1600 позиций).
     Мы не ставили цель выявить в матче победителя. Для нас важно было оценить реальную силу игры "Магистра". Мастер получает свой скромный гонорар независимо от исхода борьбы. Матч играется из 8 партий с контролем 1 час на всю партию. Регламент - 2 партии в день по субботам и воскресеньям.
     На наш взгляд программа "Магистр" приблизилась к мастерскому уровню игры на мощном компьютере - с CPU AMD Duron-800, разогнанном до 920 МГц (115х8) и RAM 512 МБ.
     На Страницы Бориса Фельдмана я параллельно готовлю тексты партий с анализом, выполненным программой.

     В Санкт-Петербурге закончился матч между программой "Магистр" и мастером спорта А. Савенком. Сыграно 8 партий. В 5-й победила программа, в 8-й - мастер. Остальные встречи завершились вничью. Результативные партии этого матча можете посмотреть в Ash64. Подробности вскоре появятся на специально посвященном этому событию сайте.

Блиц в Санкт-Петербурге

     30 марта 2002 г. прошел Чемпионат Санкт-Петербурга по молниеносной игре в русские шашки. Турнир проходил по круговой системе с контролем времени 3 минуты на партию. Чемпионат среди взрослых (еще был проведен и юношеский турнир) собрал 25 шашистов, а под 26-м номером выступила программа "Магистр-III".
     Для игры использовался компьютер с процессором AthlonXP 1800+. Процессор работал на штатной частоте 1533 Мгц. Объем оперативной памяти составлял 256 МБ. Игра велась на обычной доске с шахматными часами. Шашисты играли против оператора программы (Дмитрий Князев), который воспроизводил ее ходы на доске. Сама программа имела такое же время на обдумывание, как и все остальные участники - 3 минуты. Однако на шахматных часах оператору добавлялись еще 2 минуты для компенсации потерь времени на передачу программе ходов соперников и выполнение ходов программы на доске.
     В турнире участвовали 9 мастеров: В. Бергман, А. Савенок, В. Меркин, А. Напреенков, В. Щелкунов, В. Дерябин, Н. Базылык, Б. Герцензон, Г. Лоцев. Лишь два участника имели I разряд, оставшиеся 14 - кандидаты в мастера. Чемпионат завершился сенсационно. "Магистр" финишировал с лучшим результатом, опередив таких специалистов блица как В. Щелкунов, А. Савенок, Б. Герцензон, В. Меркин.

     Результаты турнира:
I место - "Магистр-III" 21 очко из 25 (В -19, Н - 4, П - 2)
II место - мс В. Щелкунов 20,5 очков
III место - мс А. Савенок 20 очков
IV место - мс Б. Герцензон 18,5 очков (лучший коэффициент, чем у В. Меркина)
V место - мс В. Меркин 18,5 очков (единственный, кто не проиграл ни одной партии)

     Победить программу смогли лишь два мастера - Н. Базылык и патриарх русских шашек Борис Миронович Герцензон, которому в этом году исполнится 82(!!) года.
     Ничьих добились в своих партиях с "Магистром" мастера А. Савенок, В. Меркин, В. Дерябин и бывший мастер, а ныне кмс А. Завьялов.
     В 19 партиях программа добилась выигрыша. Среди проигравших 4 мастера: В. Бергман, А. Напреенков, В. Щелкунов, Г. Лоцев.
     Поскольку программа участвовала в Чемпионате вне конкурса, чемпионом города назван мс В. Щелкунов. Стоит отметить, что партия "Магистра" с будущим чемпионом завершилась победой программы.
     Ни оператор, ни программа ни в одной партии не просрочили время.

А.Н.Князев.

     Партии с участием программы смотрите в разделе программа анимации в строке "Магистр" - в чемпионате СПб-2002 по блицу".

     Использование материалов в несетевых изданиях запрещается!
     При использовании на других сайтах ссылка на источник обязательна.

Программа "Магистр"
     
"Магистр" опровергает и созидает
     Компьютерные встречи
     "Магистр" играет с человеком
     "Магистр" и творчество В. А. Сокова. Сенсация ...
     Анализируем "Курс шашечных окончаний"
     Ход XXI века?


На главную страницу
© 2001 Авторские права защищены, при использовании ссылка обязательна.
E-mail:
BF@ekran.omsk.su

Hosted by uCoz