Здравствуйте,
ШАШКИ!
Выпуск
шестьдесят четвертый
(продолжение, начало в выпусках 59, 60, 61, 62 и 63)
Я
буду непоследователен, если не расскажу о судьбе четверки мастеров спорта, осенью
1964 года спешивших на занятия к Цирику в "Авангард" и мечтавших о
покорении шашечных вершин.
Харьковчанин
Л.Ципес - международный мастер, многократный чемпион Украины, участник финалов
чемпионата СССР, международных турниров, мечтает о гроссмейстерском жезле.
Л.Слободской,
в молодом возрасте играл в финалах чемпионатов СССР, на международном турнире
в Сухуми (1966), занял 2-3 место с двукратным чемпионом мира В.Щеголевым вслед
за легендарным Андрисом Андрейко. В дни, когда пишутся эти строки, Слободской
играет под флагом Израиля в Якутске, на отборочном турнире претендентов за звание
чемпиона мира.
Мне
удалось выиграть финал Всесоюзного общества "Зенит" за доской (1970),
в игре по переписке по стоклеточным шашкам стать чемпионом России (1967) и мира
(1971).
А.Могилянский
- международный гроссмейстер, чемпион СССР, США, Панамериканских игр, участник
чемпионатов мира, а в неофициальном зачете - был чемпионом мира по блицу.
В
архиве тренера хранится трогательное письмо его звездного воспитанника:
"…
Дорогой Зунечка! Огромное спасибо за поздравление со званием чемпиона Советского
Союза. Я хорошо понимаю, что мало кто так искренне рад моему успеху, как Вы.
Спасибо Зунечка за всё. Я всегда считал Вас свои первым и единственным тренером
и учителем. В шашках вообще многое разочаровывает… Я думаю, у Вас нет недостатков
в примерах неблагодарности учеников. Надеюсь, моя огромная признательность и
искренняя к Вам любовь хотя бы частично компенсируют эту неблагодарность. Обнимаю
Вас и крепко жму руку, гроссмейстер СССР Саша Могилянкий."
З.Цирик
подготовил более 50 мастеров спорта. Его воспитанница О.Левина четырежды завоевывала
титул чемпионки мира среди женщин.
Приведу
портрет Зиновия Цирика - шашечного композитора-практика.
Наиболее
полно черты этого стиля просматриваются в жанре позиционных концовок, родственных
этюду. Жанр позиционных концовок или проблем наиболее приближен к игровой реальности.
Он позволяет увидеть далеко неочевидное очарование позиционных маневров, хотя
и не обладает кавалерийской стремительностью и зрелищностью комбинационных атак.
При этом З.Цирик не поддался модному увлечению наслоениям вариантов. Для него
главное - тонкость и красота внутри самого варианта. В произведениях созданных
З,Цириком проглядывается поэтический дар видения позиции, романтизм его души,
стремление раскрыть эстетическое содержание игры, в чём и есть суть и предназначение
истинной композиции. Анализируя его этюды и концовки, поражаешься непостижимому
соединению двух основополагающих начал его творчества - фантастической красоты
и изумительной простоты. З,Цирик - это гениальный художник и волшебник шашек:
от его идей любая, казалось бы, самая заурядная позиция превращается в исполненное
одухотворенной гармонии произведение подлинно высокого искусства. Попытаюсь
доказать это на конкретном примере. Наберитесь терпения, тщательно проанализируйте
приведенную позицию, познакомьтесь с сокровищницей шашечного искусства. Предупреждаю,
придется изрядно потрудиться. После рассмотрения позиции у вас наверняка не
появятся дилетантский вопрос типа: что сложнее - шахматы или шашки.
З.Цирик
Кажется,
что для зашиты от конкретной угрозы … b4-c3, белые обязаны сделать "естественный"
ход 1.b2-сЗ. Черным заманчиво I... ef6? выиграть шашку после 2.ed6 bc5 3.d:
b6 a: e7. Но выясняется, что сначала белые отыграют шашку 4.ed4 ed6 5.gh4 dc5
б.d: b6 а: с7 7. c: a5, а затем выиграют партию: 7…fe5 8. de3 gf6 9. ef4 e:
g3 10. h: f2 fe7 11.fe3 ed6 12.ed4 de5 13.dc5 ef4 14.cb6 cd6 15.ba7 fg3 16.ab8
fe5 17.ba7 gh2 18.hg7 hg1 ( 19.gh8 ?? упускает выигрыш, так как после 19. ...
ed4 на любое взятие - 20. ... dc5 и g:c5(a7)= ).19.gf8! и, как уточнил А.Князев,
выигрыш через 14 ходов - 1:0 Но…ответом 1…b6-c5! 2.d:b6 a:c5 черные, используя,
тактические возможности, добиваются ничьей 3. ed6 ef6 4. eh4 c: e7 5. ef4 ed6
6. fg5 de5, пропуская белых через дамочное поле: 7. g: e7 f: d6 8.h: c5 b: d6
9. de3 dc5 I0. ef4 e: g3 11. h: f2 ab4 12. c: a5. сd4 =.
Красиво,
но это "ремесло", просто первый ложный след. А вoт, что такое
мастерство и подлинное искусство: белые неожиданно жертвуют шашку 1. ed6!
I.. e: с5 2. bc3 gf6 (Попытка сразу возвратить шашку :2... fe7 3. h: d6
c: e7, приведет черных к поражению - 4. de5 ed6 5. e: с7 b: d8 6. gf4 аbб 7.
fe5 de7 8. ed6 e: c5 9. сd4 bc3 l0. d: b2! x) З. gh4! [Второй ложный
след: 3. gf4? ab2! - великолепная жертва шашки! (3... fg5? 4. fe5 gh 4 5.
ef6 hg3 6. fg7 gh2 7. gh8 hg1 8. de5!! X - 1:0) 4.c:a3 fg5 5. fe5 gh4 и ничья]
3... fe7 (3... ab2 4. c: a3 fe7 5. hg7 и как в главном варианте). 4.
hg7! f: h8 5. hg5! [ Третий ложный след: 5.ef4? c: g5 6. h: d8 Не
надо поддаваться искушению проходить в дамки с помощью комбинации, так как черные
спасутся: 6…. hg7! 7. dg5 (Если 7. dh4, то 7... bс5 8. he1 gh6 ! -. ничья).
7…bс5 8.gh6 cd4! 9.c:e5 bсЗ I0.d:b4 a:c3 11.h:f8 cb2 12.ef6 ab6 13.f6-g7 bc5
14.f:b4 a:c5 15.c:a3 cd4 и ничья] 5… ab2 [если 5… hg7 (A) белые выигрывают
6.ef4! c:e3 7.gh6 e: g5 8.h: d6. С дамкой белых черным не справиться: 8… bc5
(8... gh4 9. dе5 aв2 10. c: a1 bc3 11. e: b2 hg3 de3 gh2 13. baЗ x; 8... aв2
9.d:a3 b:d4 10.ab2 gh4 11.b:e5 bc5 12.de3 и 13.ef4 x ). 9.de5 cd4 (9... gf4
10. e: h2 cd4 11. c: e5 bсЗ I2. d: b4 а: сЗ I3. ef6 и т. д). 10.eh8 d: b2 11.
h: aI gf4 I2. de3 f: d2 I3. c: e3 ab6 I4. ah8 X; A.если 5... ed6, то 6. gh6
de5 7. d: f6 cd4 8. c: e5 bс3 (8... ab2 9.c:c5 b:f2 I0.de3) 9.d:b4 a:c3 10.
fe7 сd2 (10... cb2 11.ef6 ba5 I2.ed8 ab6 I3. ed4 ba1 I4. gh7 x ) 11. ed8 d:d6
I2.d: a5 de5 13. ad8 ed4 I4. df6 de3 I5. hg7! x] 6. c: a3 hg7 7. ef4!! c:cl
, белые пропустили соперника в дамки. 8. a: c5 b: b2. Шашка черных на
преддамочном поле, но 9. gh6 c: g5 I0. h:f8:a3:c1:h6 Х, уничтожая дамку,
три шашки черных и совершая круг почета по тройнику. Разве можно было предположить
такой эффектный путь к победе, глядя на исходную позицию?
Это
подлинная жемчужина великого Маэстро наполнена философской глубины, чарующей
поэтичности и пронзительной красоты. Не устали? Еще хотите испытать трепет сопричастности
тайне, доступной гениям, - решите приведенные две позиции.
Не
получится, - смотрите решения.
№2.
1.ef2 gh6 (A.1… cd6 2.cb6 ef6 3.fg3 fe5 4.ba7 cd4 5.fe5 h:f4 6.e:c3 fe3
7.cd4! 8.ba7 x) 2.fg3 cd6 3.cb6 ef6 4.ba7 dc5 (B. 4… fg5 5.ab8 g:e3 6.a:c1
h:f4 7.c;g5 h:f4 8.gf2 х - оппозиция в пользу белых) 5.ab8 cb4 Казалось,
ничья не за горами, но белые жертвуют дамку 6.be5! f:d4 7.fg5, и все
кончено: белые выигрывают.
№3.
1.dc3. Прямолинейный поход в дамки 1.cb6? ed4 2.bc7 b:d6 3.ab8 казалось
бы приносит успех после 3… de3? 4.b:h8 e:c1 5.ed2! (Но не 5.hd4 fe3! =) 5…c:e3
6.he5! x, но прозаичное 3… fe3! 4.d:f4 g:e5 5.ba7 dc5 6.hg3 cb4 7.a;g1 bc3 8.gd4
fg5! = ничья при любом взятии белых.
1…
fg5 2.cd6! e:c7 3.cd4 cd6 (A. 3… gh4 4.dc5 cb6 5.cd6 ba5 6.de7 ab4 7.ef8
ba3 8.gh6! x Не выигрывало 8.fg7? из-за … gf2 9.e:e5 ab2 =) 4.de5 dc5 5.ed2
f:d6 6.h:h6 de5. Цирик в своей стихии. С виду - простенькое окончание, но
каждый ход наполнен глубочайшего смысла. 7.hg7ef4 8.gh8 fg3 9.de3 gh2 10.hc3
bc7 11.ce1 cb6 12.ef2 hg1 (12… ba5 13.hg1 ab4 14.ed4 15.g;a3 ab8 16.ac5
x) А в основном варианте выигрыш вообще бесподобен. Белые жертвуют шашку 13.fg3!
g:d4, а затем и дамку 14.gd6! c:e7 15.a:e3 .У каждой из сторон по
одной простой, но оппозиция в пользу белых. Можно ли не восторгаться умением
З. Цирика так неожиданно применять маневры, пришедшие к нам из старины глубокой?
Продолжение следует...
Якутск. Отборочный турнир претендентов за звание чемпиона мира по стоклеточным шашкам. На предварительном этапе за тур до финиша лидировали 5 участников - россияне А.Георгиев, А.Гетманский, француз А.Кордье и белорус С.Носевич. У каждого по 13 очков из 20.