Страницы Бориса Фельдмана


Здравствуйте, ШАШКИ!
Выпуск шестьдесят седьмой
Здравствуйте, шашки!

Чемпионы Страны Советов

Зиновий ЦИРИК

(продолжение, начало в выпусках 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65 и 66)

     Зиновий Цирик в период спортивной карьеры блестяще разыгрывал окончания партий. Мастер Сергей Горбачев, ныне тренер, а в прошлом - видный организатор шашечного движения в СССР, считает, что Зиновия Цирика без всякого риска можно называть основоположником игры в эндшпиле. Зиновий Исаакович - автор фундаментальных трудов по теории окончаний. Его книги "Русские шашки, окончания партий", - 1953, и "Шашечный эндшпиль", - 1959 г., стали настольными для мастеров и поклонников шашек. Успех Цирику приносили не только быстрый, точный и далекий расчет, но и глубокое знание нормальных окончаний и этюдных приемов, которые он освоил, чуть ли не с молоком матери. В своих турнирных партиях, последующих анализах этих игр, Цирик черпал новые идеи для создания композиций - этюдов и этюдных окончаний, весьма полезных для практической игры. Надо сказать, что те же его партии воодушевляли на создание этюдных композиций составителей.
     Известный мастер А.Буткевич, доктор наук, профессор, в 1977 году опубликовал этюд в газете Вечерний Ленинград, 14 октября 1997 г., заслуживший много похвальных отзывов:

     Решение:1.ba7 bc7 (Проигрывает и 1… gh4) 2.gh4! (2.ab8 или 2.gf4 - не выигрывает) 2…gf4 3.eg5 hf4 4.hg5 fh6 ! 5.ab8 cb6 6.be5 cd2 7.ec3 db4 8.aa7 х. На создание этюда, который бы являлся высокохудожественным произведением, сверкал гранями остроумных маневров и ходов, вызывал изумление неповторимости пути к победе, уходят месяцы и годы. А что сказать о шашисте, который создает такие произведения за считанные минуты за доской? В чемпионате УССР 1948 года З.Цирик получил такую же позицию в партии с Л.Могилевичем (см."Четверть века за шашечной доской, стр.21 или в анимации, а также "Русские шашки", стр 91), а затем осуществил комплекс тонких угроз, защит, ложных следов - продемонстрировал за доской в турнирной партии весь идейный механизм этюда, созданного, а практически повторенного позже А.Буткевичем. Практик Цирик опередил композитора Буткевича на 30 лет!
     Зиновий Исаакович сохранил любовь к шашечному эндшпилю до сих пор и продолжает работать над этюдной композицией. В октябре 2001 года он направил в журнал "Шашечный мир" обширную подборку составленных им окончаний. Проверка 43-х позиций Цирика многократным чемпионом СССР в жанре этюдов, обладателем Кубка мира, международным гроссмейстером по композиции А.Федоруком заняла почти месяц. В итоге 10 этюдов Цирика были опубликованы в журнале "ШМ" №1-2002, а ряд были рекомендованы нашему отделу. Привожу решения композиций Цирика, опубликованных в прошлом выпуск "Ч".

З.Цирик, 1973
Диаграмма 1

     1.fe5! d:f6 2.ba3 bc3 3.d:b4 fe5 4.hg5 ed4 5.bc5! d:b6 6.ab4 bc7 7.gh6 ba5 8.bc5 cb6 (8… cd6 9.c:e7 ab4 10.ef8 bc3 11.eb4 12.hg7 x). 9.c:a7 ab4 10.ab8 bc3 11.hf4! cb2 12.fe5 x. "Соцiалистична Харкiвщина", 14.02.1973.

З.Цирик, 1982
Диаграмма 2

     Белые нашли интересный путь к победе:1.bc7 b:d6 2.ab8 hg1 3.hg7! (Как играть черным? На 3… gh2 4.g:a1 у них нет выжидательного хода, чтобы уничтожить одну из дамок белых. Нельзя и 3…gd4 из-за 4.gf6! x). И все же черные находят неожиданный ответ: 3… ab2! 4.c:a3 ga7 5.g:b2!! В этом взятии весь смысл этюдного варианта 5…dc5. Черные угрожают разменом cb4 c ничьей, и поначалу не видно как помешать этому, потому что на 6.bc3 cb4 7.c:a5 ad4 и черная дамка на большой дороге гарантирует им ничью. Однако у белых в запасе еще один тонкий этюдный ход 6.b8-e5! И не проходит 6… cb4 7.a:c5 так как бы черные не били, их дамку ожидает "столбняк" на большой дороге. При иных ответах (вместо 6… cb4) белые получают теоретически выигранное окончание. "СХ", 18.12.1982.

З.Цирик
Диаграмма 3

     1.gf4! g:e3 2.hg3 ab2 (2… cd2? 3.gf4! х) 3.c:a3 ed2 (А) 4.gf4 dc1 5.fe5 cg5 6.ed6 gd8 7.ab2 c:a1 8.ab4 ad4 Удивительный финал - две дамки черных не в силах победить две простые шашки белых. 9.ba5 da7 10.dc7 = A.3…cd2 4.gh4 (или ab2) 4… de1 5.ab2 ea5 6.hg5ad8 7.gh6 dg6 8.ab4 f:a1 9.bc5 (или ba5) 9… ef2 10.cd6 (или ab6) 10… fg1 11.c7 gb6 12.c:a5 ad4 13.ab6 d:a714.ab2 ничья, "СХ", 9.09.1987.
     В рецензии гроссмейстер А.Федорук указывает:
     1.У композиции №1 имеется идейный предшественник - этюд А.Пеля: Б. c5, f4 (2); Ч. a5, b8 (2). 1.fg5 bc7 2.gh6! x - 1898 год, у №2 - этюд А.Шошина: Б. Дамка h8, простые a5, h6 (3); Ч. Дамка a7, простая с7 (2). 1.hb2 ab8 2.hg7! x (1903 год) 2.У Цирика, конечно, иной подход к известным темам в №№ 1 и2, но для признания позиций новыми этюдами необходимо добавление еще и других композиционных ветвей 3. Жертва шашки на первом ходу в позициях 1 и 2, является, "архитектурным" излишеством. 4.В варианте А позиции №3 имеются три неточности, и он не является этюдным.
     При всем уважении к А.Федоруку, а мы с ним встречались и за шашечной доской, я должен заметить, что замечания 1 и 2 у него противоречивы. А то, что гроссмейстер композиции считает излишеством, на мой взгляд, великолепная художественно-комбинационная прелюдия. Но не будем заострять внимание на оценке отдельных позиций. Это дело не менее сложное, чем проставление баллов в фигурном катании. Признаем, что творчество З.И.Цирика в заслуживает самой высшей оценки. Напомню, в 1969 и 1970 годах З.Цирик во Всесоюзных конкурсах составлений позиционных концовок два года подряд занимал все три первых места. Когда конкурсы возвели до уровня чемпионатов, и соответственно, чемпиону присваивалось гроссмейстерское звание, то на комиссии композиторов было решено, что поскольку равных Цирику нет, то и чемпионат по жанру позиционных концовок проводить не следует. Так большинством голосов корифею закрыли путь к званию гроссмейстера по композиции. Это похоже на анекдот. Пришла пора восстановить справедливость. Думаю, в этом меня поддерживает и тысячи почитателей его таланта и шашечные авторитеты, в том числе и наш строгий рецензент А. Федорук: "Многократный чемпион СССР давно отошел от участия в турнирах, однако до сих пор он по праву считается лучшим знатоком эндшпиля в русских шашках. Новые композиции Цирика заслуживают внимания, как своим содержанием, так и естественной расстановкой, имеют огромную практическую ценность".
     В связи с вышеизложенным, делаю важное заявление. Гений русских шашек, первый гроссмейстер СССР на 64-х клеточной доске, основоположник игры в эндшпиле, мастер композиции З.И.Цирик заслуживает гроссмейстерского звания и в жанре шашечной композиции. Прошу соответствующие организации - Федерацию шашек Украины и ФМЖД рассматривать этот мой выпуск, как представление на присвоение З.И.Цирику званий - соответственно национальный и международный гроссмейстер по композиции. Обоснованием являются его победы во Всесоюзных конкурсах (1969, 70), его книги, проведенные им этюдные окончания за доской, его лабиринты эндшпиля на страницах газет Шахiст, "64", Соцiалистична Харкiвщина, Вечерний Харьков, журналах Шашки, 64-Шахматное обозрение, Шашечный мир, пятитомной Антологии (в ней 70 этюдов З.Цирика), еженедельной газете "Четверг"… - всего не перечислить. Лучше полюбуйтесь его творчеством, приняв участие в конкурсе решений позиций Цирика, которые мы начинаем в следующем выпуске.

Продолжение следует...

27.08.2002, № 564
"ЧеTVерг"


На главную страницу
© 2002 Авторские права защищены, при использовании ссылка обязательна.
E-mail:
BF@ekran.omsk.su

Hosted by uCoz