Страницы Бориса Фельдмана


Следующий выпуск

Здравствуйте, ШАШКИ!
Выпуск шестьдесят девятый
Здравствуйте, шашки!

Чемпионы Страны Советов

Я был "руками гроссмейстера"

(окончание, начало в выпусках 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67 и 68)

     По какому бы поводу я не оказывался бы в Москве, всегда я заходил в Центральный шахматный клуб СССР в уютном особняке на Гоголевском бульваре, 14 - повидать друзей, купить последние бюллетени, узнать новости.
     Москва, 1965 год. Мое внимание привлекло небольшое объявление о конкурсе сеансеров в кинотеатре "Художественный". Несколько минут ходьбы, - и я уже в просторном фойе кинотеатра. Увы, на конкурс опоздал. На сцене шло награждение лучшего сеансера. Приз вручали гостю из Харькова, шестикратному чемпиону СССР, первому гроссмейстеру страны по русским шашкам Зиновию Цирику, выигравшему все партии. Ему предоставили возможность выступить. Он подошел к демонстрационной доске, беспомощно посмотрел в зал, заметив меня среди зрителей, приветливо помахал рукой, и предложил мне… быть его помощником. Я с радостью согласился, потому что все равно был бы до конца лекции корифея, сколько бы она не продолжалась. Хотя, как понимаете, у командировочного в Москве в советские времена, всегда было море поручений друзей и родственников, связанных с беготней по магазинам.
     Тема беседы была посвящена шашечной комбинации. Со скоростью пулеметной очереди, гроссмейстер диктовал позицию, я мгновенно старался установить ее на громадной демонстрационной доске. Признаюсь, это было не просто. С близкого расстояния я не мог охватить доску взором, шашки устанавливать приходилось почти не глядя на доску, подвешивая их на гвоздики, которые в кровь полосовали мои пальцы. Цирик диктовал решения позиций с такой скоростью, словно играл в блиц - я едва поспевая показывать ходы на доске. Мне вскоре стало жарко. Я расстегнул ворот рубашки, затем снял галстук, сбросил пиджак. Зрители рукоплескали каждой комбинации, но я ничего не видел и не соображал. Я был "руками гроссмейстера". Когда лекция закончилась, мы вышли на поклон вместе с Цириком. Я признался, что не успел увидеть ни одной комбинационной идеи, тем более не смог ничего записать, хотя вроде бы запомнил пару фрагментов.
     - Не переживайте. - успокоил меня Зиновий Исаакович. Большинство комбинаций приведены в моей новой книге "Четверть века за шашечной доской", которую я вам дарю.
     Гроссмейстер торжественно вручил мне книгу, пожал руку. Я прочитал дарственную надпись: "Другу, коллеге, мастеру по шашкам Борису Фельдману… от автора". Подписи не было. Великий шашист, имеющий феноменальную память, забыл поставить. Я не сказал ему об этом, решив, что книга с такой записью стала еще ценнее.
     Посмотрите комбинации З.Цирика.

Диаграмма 1

     Позицию №1 З,Цирик впервые показал известным мастерам Ю.Колодиеву и А.Злобинскому, чем привел их в восторг на пару лет.

Диаграмма 2

     П. № 2 поразит вас неожиданными маневрами.

Диаграмма 3

     П. № 3 была показана А.Андрейко и И.Куперману. Если верить очевидцам, у чемпионов мира по международным шашкам округлились глаза, когда они увидели парадоксальнейшее вступление.
     Зачастую любители шашек, познакомившись с такими произведениями, представляющими шашечную романтику в чистом виде, все свое свободное время посвящают шашечной композиции. Буду рад если чувство восторга, испытаете и вы.

***

     К каждой партии Цирик относится ответственно, к турнирной - тем более. Его отношение к турнирному помещению, как к храму искусства, некоторым казалось непонятным. На эту тему много публикаций. Одна из них принадлежит перу чемпиона СССР 1970 года Ю.Арустамову:
     Ю.АРУСТАМОВ. ЦИРИК И МАЛЯР НА КРЫШЕ
     Я искренне считаю Зиновия Исааковича Цирика великим шашистом, и в этом мнении меня поддержат очень многие. Правда, за свои удивительные, "компьютерные" способности к расчету длиннейших вариантов он, видимо, расплачивается особой уязвимостью, ранимостью нервной системы
     Рига,1957 год. Полуфинал чемпионата страны по международным шашкам. Мы играли на последнем этаже, а на крыше в это время трудился какой-то рабочий, то ли чинил её, то ли красил. Был солнечный, очень теплый для Риги весенний день. Вдруг маляр в процессе работы начал довольно чисто насвистывать какую-то популярную тогда мелодию. Мне, например, это нисколько не мешало, но Цирик встрепенулся и обратился весьма решительно к судьям. Молодой судья высунулся в окно и о чем-то поговорил с маляром. После этого свист прекратился. Продолжая красить, маляр постепенно приближался к нашему окну и, наконец, заглянул в него. Тут-то всё и началось! Наш познания в области ненормативной лексики существенно обогатились всего за несколько минут.
     - Я тут на кръше…, а они в шашки играют, понимаешь …. Свистеть нельзя, а они здесь в шашки …
     Судья пытался объяснить, что не просто шашки играют, а турнир. Это ещё больше разозлило гегемона, пришлось закрыть окна. Но тут вновь встрепенулся Цирик, жалуясь на духоту...
     Ту партию, впрочем, он выиграл.

10.09.2002, № 566
"ЧеTVерг"


На главную страницу
© 2002 Авторские права защищены, при использовании ссылка обязательна.
E-mail:
BF@ekran.omsk.su

Hosted by uCoz