"Магистр"
опровергает и созидает
Компьютерные
встречи
"Магистр" играет с человеком
"Магистр" и творчество В. А. Сокова. Сенсация
...
Анализируем "Курс шашечных окончаний"
Ход XXI века?
Краткая справка о программе "Магистр" и ее авторах
Шашечная программа "Магистр" создается в Санкт-Петербурге с 1992 года. Ее авторы - отец и сын Александр Николаевич и Дмитрий Александрович Князевы.
А. Н. Князев, отец, 1946 г. р. Преподаватель музыки по классу классическая гитара. Шашками увлекался до 23 лет как любитель. В турнирах не участвовал. Играл примерно в силу 1-го разряда. В 25 лет увлекся шахматами. Программированием начал заниматься в 1992 году, опять-таки как любитель. В этой области интересы ограничиваются только одной темой - компьютерные русские шашки.
Д. А. Князев, сын, 1973 г. р. В 11 лет получил 1-й разряд по шахматам, шашками никогда не занимался, по профессии - программист. Работать над созданием шашечной программы начал осенью 1992 г. по просьбе отца.
Разработку программы начали потому, что ошибочно полагали - программ по русским шашкам не существует. Узнав о компьютерной шашечной программе "Гроссмейстер Агафонов", начали с ней соперничать. Нейтральное название программы - "Магистр" - было выбрано в противовес претенциозному "Гроссмейстер Агафонов".
На снимке: Авторы программы "Магистр" Дмитрий и Александр
КНЯЗЕВЫ.
Фото М. Глизерина
Общий подход при создании программы был таков:
Во-первых,
делался упор на технику реализации материального перевеса. Мы с самого начала
понимали, что бессмысленно заниматься усилением игровых алгоритмов, если
программа не может 3 дамками поймать одну. Поэтому сделали упор на эндшпиль.
Уже весной 1995 года была создана 4-х фигурная база окончаний.
Через
год, в 1996 г., была готова уже 5-ти фигурная. Это в большой степени сказывалось
на результатах игры. Следующая версия программы - "Магистр -III" (версия
для Windows) оснащена уже 6-ти фигурной эндшпильной базой (далее ЭБ). Число
позиций в БАЗАХ 2 - 6 шашек, включая и ВСЕ БАЗЫ с меньшим количеством шашек,
более 2,5 миллиардов (2571945320) в 155 различных классах окончаний. ЭБ
используется не только тогда, когда в игре возникает позиция c шестью или
менее шашками (в таких позициях ход может быть сделан без перебора - мгновенно),
но и в окончаниях с большим числом шашек (в переборе). Это позволяет программе
очень технично разыгрывать окончания вообще. Таким образом, удалось преодолеть
типичный для компьютерных программ недостаток - слабое разыгрывание окончаний.
Во-вторых
- быстродействие. Еще в 1996 г. нами впервые в программе по русским шашкам
был реализован так называемый hash table, что привело к резкому увеличению
скорости перебора.
Стало
заметно, что "Магистр" пересчитывает другие программы. Для иллюстрации приведем
такие цифры. На PC c CPU AMD Duron-800, разогнанном до 920 MHz (115 x 8),
"Магистр-III" из НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ведет перебор на:
16
полуходов за 2 сек.;
17
полуходов за 6 сек.;
18
полуходов за 14 сек.;
19
полуходов за 28 сек.;
20
полуходов за 51 сек.;
21
полуход за 110 сек. (1 мин. 50 сек.).
В третьих - на использование постоянно растущих возможностей аппаратных средств компьютеров. В 1992 году, когда мы начали работу над "Магистром", у нас был компьютер с 1 MB памяти и жестким диском 40 MB. Сейчас - HDD 20,5 GB и оперативная память RAM 320 MB. То есть, емкость диска выросла в 512,5 раз, а памяти - в 320 раз! Вот мы и стараемся все это использовать. ЭБ занимает 5 GB на диске. Есть планы в 2002 году начать генерацию базы на 7 шашек. C 1996 года программа использует ВСЮ свободную оперативную память, причем сила игры программы растет вместе с ростом объема оперативной памяти.
Четвертая составляющая нашего подхода - отказ от попыток формализации и "передачи" программе тех знаний о шашках, которые накоплены человеком. В этом наш подход принципиально отличается от подхода разработчиков других программ. Уже во второй версии для DOS ("Магистр-II") мы отказались от описания в сложной оценочной функции всего обилия позиционных факторов, которые обычно в ней описываются - "кол", "тычок", "рожон", связки, отсталые и бортовые шашки и т. д. База дебютов (далее ДБ) была лишь в первой (1994 г.) версии "Магистра". C 1996 мы от нее отказались, так как, по нашему мнению, ДБ оказывает очень малое влияние на общую силу игры программы. И в матче 1998 г. с программой "Agafonov's Draughts Club" ("Магистр-II"), и на II Первенстве России в 2000 г. ("Магистр-III") мы НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИ НИКАКУЮ ДЕБЮТНУЮ БИБЛИОТЕКУ. При генерации базы окончаний теория эндшпиля также не может никак использоваться. Таким образом, можно сказать, что сейчас программа "Магистр" не использует НИКАКИЕ шашечные теоретические знания и принципы, кроме правил игры.
Такой наш подход не догма. Мы понимаем, что на этом пути возможности усиления программы могут быть исчерпаны. Многое зависит от того, как долго будет расти теперешними темпами быстродействие компьютеров (закон Мура). Возможно, что и нам придется перейти к использованию в программе шашечной теории. Но пока, по нашему мнению, такой момент еще не настал.
Турнирная
"карьера" программы еще только начинается. Мы не смогли принять участие
в I Первенстве России из-за того, что приглашение было нами получено… после
окончания турнира.
Наши
достижения: |
На снимке - Дмитрий КНЯЗЕВ на П компьютерном первенстве России 2000 г. в Москве. Фото М. Глизерина.
В
ближайших планах - начать регулярно участвовать в турнирах по русским шашкам,
проходящих в Санкт-Петербурге, и пытаться осилить доселе не покоренный ни
одной программой мастерский рубеж.
В
планах на 2002 год - начать работу над созданием части 7-фигурной ЭБ (4
на 3 и 3 на 4 шашки - более 19 миллиардов позиций).
В
еще более дальних планах - добиться признания компьютерных программ полноценными
участниками турниров среди людей, получение программами официального рейтинга.
Еще
более далекие мечты - покорение гроссмейстерского рубежа и участие в первенстве
России и Мира, хотя бы вне конкурса.
Если
сбудутся и эти мечты, останется только вызвать на матч чемпиона России и
Мира.
Благодарю авторов за интересное представление программы "Магистр" и желаю, чтобы все планы сбылись. Успехов, друзья!
Использование
материалов в несетевых изданиях запрещается!
При
использовании на других сайтах ссылка на источник обязательна.
"Магистр" опровергает и созидает
Компьютерные встречи
"Магистр" играет с человеком
"Магистр" и творчество
В. А. Сокова. Сенсация ...
Анализируем
"Курс шашечных окончаний"
Ход
XXI века?