Программа
"Магистр"
"Магистр" опровергает и созидает
Компьютерные
встречи
"Магистр" играет с человеком
"Магистр" и творчество В. А. Сокова. Сенсация
...
Анализируем "Курс шашечных окончаний"
Ход XXI века?
|
Василий Александрович Соков Выдающийся мастер шашек много времени уделял этюдной композиции. Некоторые из этюдов корифея шашек, опубликованные в книге В. Решетникова и Г. Троцких "Василий Соков" (издательство "ФиС", Москва, 1985) мы представили на исследование программе "Магистр". Ниже - находки бесстрастного игрока. |
"Магистр" уточняет решения
Стр. 189, диагр. 46.
В.
Соков |
Авторское решение:
1.eh4 ef6 2.ad2 ef4(A) 3.ab2 f:a1 4.h:f6 a:g7 5.d:f8x. A 2. … ed4 3.d:h6 fd8 4.ab2 da5 5.he1 ad8 6.ec3 Белые легко выигрывают.
"Магистр":
"В варианте A после хода 4.ab2 черные могут спастись." |
Так что же? Этюд
не решается? Нет, в позиции на диаграмме у белых есть выигрыш.
Белым нужно не идти по ложному следу 4.ab2??, а играть 4.he1!! Это единственный
выигрывающий ход.
4. … db6 [при других продолжениях черные проигрывают быстрее - 4. … da5
5.ab2 ad8(b6) 6.ec3;
4. …dh4 5.hc1 hd8 6.cb2]
5.ea5 bd8 [5. … ba7 6.hc1 ab8 (6. … ac5 7.ac3x) 7.ab6;
5. … bc5 6.ad8 cd6/a3 (6….dc3 7.ab2! и 8.df6; 6. …cf8 7.df6) 7.db6]
6.hf4 de7 7.fb8 eg5 8.ab6, и белые выигрывают.
Не правда ли, с найденным решением этюд похорошел? - БФ
* * *
Стр. 202, диагр. 94.
|
Этот этюд повторен Б. М. Герцензоном
и С. С. Герштом в их книге "Волшебник русских шашек", Лениздат, 1991
год (стр. 169, диаграмма 116), со ссылкой на источник - книгу В. Решетникова
и Г. Троцких "Василий Соков".
|
В.
Соков |
Решение,
приведенное в книге:
1.fa3 fg3 2.fe3 ef4 (быстрее проигрывает 2. … gf2 3.ad6 f:d4 4.d:g3! h:f2 5.g1:c5) 3.e:g5 h:f6 4.ab4 fg5 5.be1! gh2 [Если 5. … gh4, то 6.gh2] 6.eb4 gh4 7.be7 cb6 8.eb4 и белые выигрывают. На 8. … ba5(hg3) следует 9.be1x, а на 8. … bc5 9.b:e7 hg3 10.eh4x
"Магистр":
"Ход 1. fa3?? не выигрывает!" |
Вновь нерешаемость
этюда? Нет, в позиции на диаграмме белые могут выиграть в 9 ходов, но не
так, как задумали авторы книги. "Магистр" находит этот этюдный
выигрыш.
1.fc5!! cd6 (1. … fg3(?) 2.gh2! и 3.cf2x) 2.c:f8! (2.c:e7?? fg3 и ничья,
так как на 3.fe3 последует 3. … ef4) 2. … fg3 3.fe3 gf2 (3. … ef4 4.e:g5
h:f6 5.fd6x) 4.ef4 e:g3 5.g:e3 gf2 6.fc5 hg3 (6. … hg1 7. ca7) 7. cb6, белые
выигрывают.
* * *
Стр. 184 Диаграмма 26.
В.
Соков |
В книге приведено такое решение:
1.cd8 ab6. Если 1. ... ef2, то 2.e:h4! gf6 3.h:e7! f:d6 4.df6 и 5.hg7x. 2.d:a5 gf6. Если 2. … ab2, то 3.ec3! b:d4 4.ad8x. 3.ac3 ed2 4.c:h8 dc1 (в книге опечатка - de1) 5.eg3 ab2 6.h:a1 ca3 7.ab2 a:c1 8.gf4 c:g5 9.h:f4. Оппозиция в пользу белых.
"Магистр":
"В примечании к 1-ому ходу черных (Если 1. ... ef2, то 2.e:h4!
gf6 3.h:e7! f:d6 4.df6 и 5.hg7x) ход 3.h:e7, сопровождаемый восклицательным
знаком, упускает выигрыш. Позиция уже ничейная." |
Справедливости ради нужно отметить, что в антологии Л. С. Витошкина "Этюды в русские шашки" (часть III, стр. 59, диагр. 418) в решении приводится верный ход 3.d:g5.
* * *
Стр. 191, диагр. 53.
В.
Соков |
Авторское решение: 1.hc7! b:d6 2.ab8 de5.
Нельзя 2. … dc5 из-за 3.fe7 с ничьей. 3.b:h2(f4) черные выиграть не могут, ничья.
"Магистр":
"Ход 1.hc7? ведет к поражению." |
После 1.hc7? черные
выигрывают в 21 ход. 1. … b:d6 2.ab8. Лучший ход. Теперь черные выигрывают
серией единственных ходов. Вместо 2. … de5?? они должны играть 2. … ec3!!
3.b:h2 [3.b:e5? ca1x; 3.b:f4(g3)? f g7! и 4.сa1x] 3. … ca1!!
Все поля диагонали h2-b8 "заминированы": встать на b8 или c7 белая
дамка не может из-за петли 4. … fd6, а на 4.hf4(g3) решает 4. … fg7 и 5.
… dc3x.
4.hg1 dc3 5.ge3 ab2!! У белой дамки остаются четыре безопасных поля - a7,g1,c1
и h6. На другие поля встать нельзя из-за того же удара черных 6. … fg7.
После 6.ea7(g1) cd2 - нормальное окончание с выигрышем чёрных. 6.ec1 ba3
с последующим 7. … cb2.
После 6.eh6 bc1 белым пора сдаваться, ибо после 7.fg7 cb2 - редкий финал:
три чёрных дамки побеждают две дамки белых.
Обогащение темы этюда
Стр. 199, диагр. 82.
В.
Соков |
В этом этюде нет дефектов.
Решается он так: 1.ed2! fh8. Нельзя 1. … fg7 из-за 2.cb2! 2.de3 ab4 3.dg3 bc3 4.ge1 cb2 5.ed4 h:c3 6.e:b4 a:c5 7.c:a3x. А мог ли Соков поставить черную дамку не на f6, а на g7? На первый взгляд, механизм решения от этого не изменится. |
Позиция после хода 1.ed2, но с дамкой на g7, была предложена "Магистру".
|
"Магистр": "При дамке на g7 ход 1.ed2
не выигрывает. Черные этюдным образом форсируют ничью."
1. … ab2! 2.c:a3 gf8! c неизбежным 3. … ab4=. |
|
БФ: Эта перестановка дамки с поля f6 на g7 ещё раз подчёркивает глубину
замыслов В. А. Сокова - композитора, в этюдах которого "из песни слова
не выкинешь!" Отмечу только, что вопрос установки дамки f6 на других
полях "большой дороги " рассматривал и автор этюда - В. А. Соков.
В доказательство откроем 116-ю страницу книги, автору которой я безоговорочно
верю (Л. Рубинштейн, "Василий Соков", ФиС, Москва, 1952, спец. редактор
Л. Рамм).
|
Газета "64", 1939 г. |
Обратите внимание, тот же этюд в книге Л. Рубинштейна датируется не
1929-м, а 1939-м годом. Вот как заботливо он приводит его решение:
1.e1-d2! f6-h8. Черных губит то, что их дамка расположена на срединном поле. Поэтому нет хода 1. ... а5-b4 из-за 2.d6-с5 и 3.b8 : h8. Оставаться на каком-нибудь срединном поле 1. ... f6-g7 (или 1. ... f6-d4) большой дороги также нельзя ввиду комбинационного маневра белых: 2.с1-b2!!, и как бы черные ни били (дамкой на а1 или шашкой а3) - они проигрывают. 2.d2-e3 a5-b4. Опять нельзя 2. ... h8-g7 или 2. ... h8-f6 из-за того же приёма 3.c1-b2! 3.d6-g3! b4-c3 Дальнейшее просто 4.g3-e1 c3-b2 5.e3-d4 b8:c3 6.e1:b4 a3:c5 7.c1:a3. |
В одной из лекций по теории окончаний В. Соков показал, что если бы в начальном
положении этюда черная дамка стояла на поле а1 или h8, то белые не могли
бы выиграть, так как 1.е1-d2 легко парируется ответом 1. ... а5-b4. Но если
белую простую e1 переставить на поле g1, то где бы на большой дороге ни
находилась черная дамка - ей не избежать поражения.
Например, 1. ... f6-a1 2.d6-f4 а1-h8
3.f4-еЗ h8-а1 4.еЗ-а7! a1-h8 5.а7-f2 h8-а1 6.f2-еЗ!, и дамка уже не может
уйти на h8 из-за 7.b8-е5 h8:f2 8.g1:е3 а5-b4 9.еЗ-d4.
Рассмотренная композиция показывает,
насколько старательно В. Соков отделывал форму этюдов и углублял каждую
тему, как он умело присоединял варианты, чтобы обогатить борьбу.
В своих этюдах Соков стремился показать
сложную, тонкую, интересную борьбу обеих сторон, какая и должна быть в практической
партии. Действенная, активная защита черных - один из принципов, которым
Соков руководствовался в составлении этюдов.
Позицию нельзя назвать этюдом
Стр. 203, диагр. 97.
В. Соков |
Эту позицию нельзя назвать этюдом. Скорее, это
рабочий набросок из тетради композитора. Ведь белые могут выиграть, просто сыграв 1.ce5x. Но такая пресная игра не по душе большому художнику. Сокова увлек красивый комбинационный выигрыш. Автор предлагает такое решение: 1.cg3! h:f4 2.bc7 d:b6 3.gh2!, и черные беспомощны. "Магистр", которому чувство прекрасного неведомо, к сожалению, разрушает эту поэтическую иллюзию, переходя на язык суровой прозы: "Ход 1.cg3(?) удлиняет выигрыш на 4 хода. Дамку g1 можно заменить простой, и белые выиграют в те же 5 ходов тем же ходом 1.ce5." |
Поклонники красоты в шашках тут вправе воскликнуть: "Что меняют эти
четыре темпа!" Но программа бесстрастна и неумолима:
"Ход
2.bc7?? упускает выигрыш!"
Еще не
поздно было одуматься и сыграть 2.gh2 с выигрышем. После 2. … d:b6 3.gh2
черные отнюдь не беспомощны и могут добиться этюдной ничьей.
3. … fe3! Жест отчаяния? 4.f:d4. Нет! 4. … ed6!! 5.h:a5 hg3, и собственная
"предательская" шашка d4 мешает белым расправиться с единственной
простой черных. Красивая ничья!
А может быть у "Магистра" все же есть чувство прекрасного?
БФ: Таковы находки "Магистра". Состоялась ли сенсация? Не будем торопиться с выводами. Давайте их сделаем после того, как найдём соковские решения в первоисточниках. Надеюсь, обладатели газеты "64" изданий тридцатых ходов откликнутся, и исследования этюдов В. Сокова с помощью компьютерной программы станут достоянием любителей шашечной истины.
Использование
материалов в несетевых изданиях запрещается!
При
использовании на других сайтах ссылка на источник обязательна.
Программа
"Магистр"
"Магистр"
опровергает и созидает
Компьютерные
встречи
"Магистр" играет с
человеком
"Магистр"
и творчество В. А. Сокова. Сенсация ...
Анализируем
"Курс шашечных окончаний"
Ход
XXI века?